Миннесотская модель реабилитации алкозависимых и наркозависимых
Устранение нездоровой тяги к спиртным напиткам и психоактивным веществам (ПАВ) представлено сложным, длительным и трудоемким процессом. В медицинской практике за десятилетия разработано несколько приемов оказания помощи пьяницам, наркоманам и игроманам. Все методики обладают своими особенностями. Одной из них, показавшей высокий уровень эффективности в реабилитации пациентов с зависимым поведением, стала Миннесотская модель. В статье разбираем ее особенности, принципы и разновидности.
Краткая информация
Представленная программа реабилитации появилась в США в конце 1940-х годов. Ее основой стало крайне высокая результативность групп «Анонимных алкоголиков» (АА) и иных аналогичных собраний. Отличается Миннесотская модель от движений самопомощи тем, что ей пользуются врачи. В ней собраны духовные принципы работы, позаимствованные в АА, которые объединили с новыми приемами в сфере психологии, психиатрии, социологии и других видов наук.
Активное развитие Миннесотской программы реабилитации в Америке помогло стране сформировать принципиально обновленный подход к проблеме алкоголизма и наркомании на правительственном уровне. Именно поэтому США стала единственным в мире государством, где смогли остановить распространение опасной угрозы в виде алко- и наркозависимости, а также снизить официальные статистические сведения заболеваемости такими видами аддикции.
Принципы реабилитационной программы «Миннесота»
Основой данной модели считают такие представления:
- Химическая аддикция — хроническое отклонение неизлечимого характера, обладающее духовной основами, формирующееся не по вине зависимого.
- Пристрастие к ПАВ и спиртному считается одним из вероятных проявлений духовных дефектов, скрытых в глубине больного (позже им дали название «созависимость»), а также обладает единым происхождением с остальными видами аддикции.
- Зависимость — не поддается лечению, но вполне реально исцелиться при готовности пьяницы или наркомана к такому жизненному повороту, наличии желания отказаться от пристрастия и мотивации.
- У аддиктов злоупотребляющих алкоголем с легкостью может появиться влечение к иными психотропным веществам, способным изменить волю, сознание, эмоциональное состояние и интеллектуальную сферу. По этой причине при прохождении восстановления по Миннесотской модели врачи не применяют фармакологические препараты.
- Клиника должна стать терапевтическим сообществом, где сотрудники не противопоставляют себя больным, а напротив, работают с ними в одной команде. Открытость в общении максимально поощряется, но при этом в реабилитационных центрах строго следят за конфиденциальностью своих пациентов.
- За выздоровление в ответе исключительно сам больной.
- Персонал должен стать примером правильного поведения, а взаимоотношения между ним и пациентами — примером для формирования адекватных отношений с другими лицами.
Также врачи говорят, что важно привлечение к лечебно-восстановительной программе всех членов семьи зависимого, а при возможности даже друзей, коллег, начальства и так далее.
Вся терапевтическая система — обширный комплекс мероприятий, куда входит профилактика, лечебные методики, социальная помощь, сеть контактных центров и прочее.
Формы
Изначально Миннесотская программа появилась в качестве формы лечения пациентов с аддиктивным поведением в стационарных условиях. Подразумевалось круглосуточное пребывание больных в клинике в течение конкретного периода — как правило, 28 суток. Однако позже образовались и другие формы восстановления:
- модели продолжительного нахождения зависимого в реабилитационном центре (к примеру, 60-дневные), которые формировались по типу терапевтической коммуны;
- «промежуточные» — проводились в лечебно-адаптационных организациях по названием «Дома на полпути»;
- дневные стационары;
- амбулаторные методики и прочее.
Каждый лечебный курс, где применяется Миннесотский прием, основан на концепции терапевтической коммуны. Тут подразумевается отсутствие типичного для «классической» медицины противопоставления врача больному. Главная роль в программе отводится консультантам, большая часть из которых это лица, сами победившие аддикцию по методике «12 шагов».
Для осуществления законной деятельности на базе реабилитационных центров они проходят обучение. Однако образование не дает им всемогущих сил, которые способны изменить чужую судьбу. Они только используют свой опыт на благо других зависимых. Естественно, в реабилитационных методиках участвуют и врачи, социальные работники, психологи, психотерапевты и сотрудники других специализаций. Однако, обычно, они играют второстепенную роль в восстановлении алкоголиков и наркоманов.
Основная цель персонала реабилитационного центра, где применяется Миннесотская модель — помочь больным организовать духовную работу, где ориентиром выступает принцип «12 шагов».
Этапы реабилитации по Миннесотской модели
Вне зависимости от типа терапевтического лечения, восстановление химически зависимых пациентов, представлено такими этапами:
- Установка первичного контакта и формирование мотивации на исцеление.
Этап разрешается проходить как в самом реабилитационном центре, так и до попадания в него (это могут быть занятия в консультационных организациях, психотерапия и духовные собрания с зависимыми и их родными). Важная роль отводится выздоравливающим аддиктам и социальным работникам со знаниями о проблеме наркомании и алкоголизма, а также являющиеся живым примером, что исцелиться реально.
- Детоксикация.
Основная цель подразумевает очищение организма от токсинов и улучшение работы жизненно важных органов. На этой стадии пациентов сильнее всего беспокоит симптоматика абстинентного синдрома. Нередко именно она выступает причиной отказа от терапии. В некоторые клиники зависимых от психотропов принимают лишь после прохождения детоксикации на дому или в профильных учреждениях.
- Основной этап терапевтического сообщества.
Он означает психологическую, социальную и духовную реабилитацию наркозависимых. Слово «реабилитация» подразумевает восстановление навыков и возможностей больного. Для возвращения к трезвой жизни нужна детально организованная система занятий различного плана с врачами и другими работниками разных специализаций. Сюда относят персональные и групповые беседы с участием:
- священнослужителя;
- психолога;
- психотерапевта;
- консультанта (обычно это тот, кто сам смог побороть пристрастие к наркотикам).
Программа предусматривает образование пациента по поводу особенностей зависимости и способов борьбы с ней. Важна работа не только с аддиктом, но и членами его семьи.
- Ресоциализация (стадия реинтеграции).
На этом этапе происходит возвращение зависимого в адекватный социум. Продолжается фаза до двух лет. Все зависит от длительности восстановительного плана. В этом случае основные формы функционируют по аналогии с этапом реабилитации. Они представлены различными вариациями психо- и социотерапии, которые фокусируются как на самом зависимом, так и его членах семьи, окружении: коллегах, друзьях, сослуживцах и так далее. Помимо этого пациент осваивает новые навыки для работы, получает образование, ищет место, где будет зарабатывать деньги, жилье. В общем, делает все, чтобы начать жить с чистого листа.
В большей части терапевтических групп есть и продолжительные программы восстановления для тех, кто уже завершил основной курс. Они проводятся в различных форматах — это могут быть регулярные встречи выпускников или же особые кратковременные циклы повторной реабилитации, чтобы зафиксировать полученные скиллы и знания.
Оценочное собеседование
В этом разделе рассмотрим особенности психологического консультирования алкоголиков и наркоманов. На первом этапе общения важную роль играет первая встреча врача с пациентом. Обычно при оценочном собеседовании перед ним появляются такие задачи:
- разобраться в причинах обращения больного;
- установить его текущее состояние психики и физического здоровья, степень аддикции;
- понять уровень желания и мотивации к исцелению, изменению жизни;
- проинформировать пациента о болезни без установки медицинского заключения — необходимо лишь дать ему возможность самостоятельно решить наркоман / алкоголик он или нет;
- помочь побороть отрицание проблемы.
Почему же первая встреча с зависимым так важна? Согласно статистическим сведениям для 80% мужчин с диагнозом «Алкоголизм» и 65% женщин с созависимостью первая консультация с психологом является последней в течение нескольких лет. Да, это объясняется особенностью заболевания, а также ожиданием быстрого устранения аддикции. Однако есть и другие триггеры, которые определяются эффективность первой консультации.
На результат оценочного собеседования влияют определенные этические нормы, которых нужно придерживаться при работе с пациентами, страдающими от алкоголизма и наркотической зависимости. В эту группу относят:
- доброжелательность;
- безоценочное отношение к больному;
- фокус на нормы и ценности зависимого;
- отказ от советов;
- полная конфиденциальность;
- разграничение между личными и профотношениями.
Такой же важностью обладают вербальные и невербальные контакты, громкость и тон речи, поза тела, применение пауз при общении. Помимо этого следует уделять внимание личным качествам социального работника:
- способность к эмпатии;
- уважение проблемы пациента;
- искреннее отношение;
- открытость восприятию, теплоту;
- умение противодействовать мнению больного;
- возможность к самораскрытию;
- уверенность, преданность своему делу;
- позитивный настрой;
- умение к самосовершенствованию.
От результата оценочного собеседования зависит будущее больного. Он либо начнет лечиться со следующей консультации, либо перенесет его на неопределенное время. Из всех задач, стоящих перед социальным работником, помощь в решении вопроса про отрицание проблемы, считается более приоритетной.
Помощь в преодолении отрицания
Отрицание зависимости от спиртных напитков или ПАВ — главное препятствие на пути исцеления. Американский психолог Теренс Т. Горски выделил 15 разновидностей такого поведения. Алкоголики используют почти все, но применяют одни вариации чаще других. Разберем несколько примеров:
- Обычное отрицание. Пациент просто отрицает наличие зависимости от химических веществ. Пример: «Алексей, вы — алкоголик. Нет, у меня нет с этим проблем».
- Преуменьшение. Аддикт преуменьшает уровень собственной зависимости. К примеру: «Да, иногда выпиваю понемногу» или «На дне рождении я не сильно напился».
- Обоснование. Пациент старается логически объяснить свое желание выпивать или принимать запрещенные вещества. «У меня проблемы со сном, поэтому я выпиваю на ночь бокал вина»; «Наркотические препараты мне нужны от постоянных головных болей»; «Просто у меня сегодня был не самый лучший день».
- Обвинительная позиция. Распитие алкоголя / прием ПАВ происходит из-за внешних причин, которые «вынудили» больного употреть его. В этом случае ответственность лежит не на зависимом, а на ком-то или чем-то другом. Пример: «Если бы муж относился ко мне лучше, я бы не стала пить»; «Меня сократили на работе, поэтому я начал выпивать».
- Заключение сделок. Это поведение по типу: «Перестану пить, если ты бросишь курить»; «Я брошу пить, когда на работе пройдет завал».
- Использование обобщений, философских высказываний. Подводка общей и неточной теории под алкоголь: «Родители у меня алкоголики, поэтому и у меня гены ненормальные»; «У меня было очень трудное детство, поэтому таким способом я стараюсь побороть подсознательное давление».
- Перевод темы. «Ну, напился я вчера, бывает. А что у нас на обед?»; «Тебя не устраивает, что я выпиваю? А меня не устраивает, что ты набрала в весе!».
- Пассивное поведение. Пациент полностью игнорирует имеющуюся проблемы или делает из себя жертву обстоятельств. Вот пример: «Я пробовал остановиться, но привычка сильнее…»; «Я ничего не могу сделать»; «Вот если бы у меня было больше силы воли, то…».
- Враждебное настроение. Зависимый использует угрозы для принуждения других отказаться от обсуждения его проблемы. «Тебе мерзко со мной пьяным в постели? Отлично, я к тебе больше не притронусь»; «Отвали от меня!»; «А тебя устраивает, что я домой деньги приношу?».
Социальным работникам и врачам важно оставаться честным с пациентом. Перед ними стоит задача в объяснении того, что выздоровление займет много времени. Перестать употреблять спиртные напитки и ПАВ мало, потребуется соблюдать условия курса лечения, предложенного психологом. Нужно сообщить больному, что с ним может случиться при отказе от соблюдения программы исцеления.
По факту работа социальных работников заключается в профилактике рецидивов, оказании помощи в знакомстве зависимых с новыми моделями жизни. Получается, что под «выздоровлением» подразумевается постоянное совершенствование.
Теренс Т. Горски, помимо разновидностей отрицания аддикции, выделил шесть степеней исцеления зависимых:
- Стадия I. Переход. Пациент начинает понимать, что у него есть проблема с распитием спиртного или употреблением наркотических веществ. Он уходит от поведения отрицания.
- Стадия II. Стабилизация. У больного нормализуется здоровье.
- Стадия III. Раннее восстановление. Зависимый делает первые шаги в разборе собственных психологических проблем, мыслей, чувств. На данной стадии проходит около 1-2 месяцев после старта лечения.
- Стадия IV. Среднее восстановление. Пьяница / наркоман начинают решать трудности в семье, на работе, они выбирают иной образ жизни, где нет места алкогольным напиткам.
- Стадия V. Завершающая. Больной разрешает проблемы и преодолевать запреты, имеющиеся у него с детства. Он их переживает и заново переосмысливает. В противном случае боль и негативные чувства, преследующие его с детства, останутся навсегда, а пациент может начать снова злупотреблять. Этот этап считается самым продолжительным.
- Стадия VI. Поддержка. Происходит выработка нормального образа жизни, пациент продолжает духовно расти.
Выделим важное: помощь в борьбе с отрицанием алкоголизма / наркомании начинается с момента консультации пациента с психологом, а продолжается весьма длительный отрезок времени.
Мужчины с алкоголизмом обычно используют первые четыре разновидности отрицания: обычное отрицание, преуменьшение проблемы, обоснование+обвинение. А вот женщины, злоупотребляющие спиртным, чаще всего пользуются философскими приемами, а также соглашательством (подразумевается отрицание противоречений у больного, он на словах соглашается делать все, что предлагает психолог, но в реальности не собирается даже ударить палец о палец).
Какими приемами пользуются врачи?
Для достижения хороших результатов в психологической помощи алкоголикам / наркоманам, социальный работник должен отлично применять способности по
- слушанию;
- сохранению конфиденциальности;
- реагированию и осмыслению.
Также он должен уметь записать сведения, проанализировать различные трудные ситуации и направить больного к врачу. Представленные в этом блоке микропсихологические скилы помогут врачу снизить длительность преодоления стадии отрицания.
Способность применять все описанные навыки можно получить с опытом и знаниями. Она нуждается в аналогичном внимании, которое уделяется восьми основным коммуникационным навыкам. Эти приемы выбраны не просто так: причина в том, что они формируют сердце коммуникационных способностей, которые требуются в большей доли ситуаций, где нужно оказать персональную социально-психологическую поддержку.
К остальным важным особенностям общения врача и пациента называют искренное отношение, теплоту, умение сопереживать, скорость реагирования, согласованность, а также конкретность и наличие уважения к больному. Это далеко не все навыки, которые применяются на психологической консультации. Однако они важны в заложении основ взаимопонимания между социальным сотрудником и пациентом.
Чем поможет применение таких методик? Вот их основные достоинства:
- внимательность к услышанному — позволит понять истинную суть проблемы собеседника;
- предоставление возможности пациенту осознать, что социальный работник по-настоящему его слушает и понимает;
- получение подтверждения в корректности понимания ситуации больного;
- помощь собеседнику понять себя, свое положение и найти возможности изменить жизнь.
Дальше разберем восемь коммуникационных навыков:
- Внимательность.
Врач показывает заинтересованность в пациенте и проявляет заботу о нем с помощью языка жестов, смотря ему в глаза, а также вслушиваясь в его слова. Внимательное отношение выступает основной способностью, которая позволяет выстроить все остальные коммуникационные навыки.
- Перефразирование.
Способность социального работника переформулировать смысл какого-либо утверждения больного. Порой такой подход проявляется в обычном повторении слов пациента, возможно, в особой мере выделяя какое-либо слово. Обычно перефразирование подразумевает более простое и понятное выражение мысли человека с помощью схожих слов.
- Описание эмоционального состояния пациента.
Высказывание врачом того, что ощущает больной (что объективно или косвенно исходит из его слов или особенностей поведения). Отличием от второго пункта, описание эмоций затрагивает эмоциональную сторону пациента, что выражается словами или несловесными приемами. По этой причине такая методика выступает чувственным ответом на эмоциональное положение пациента.
- Подведение итогов.
Резюмирование обсуждения после консультации. Оно помогает лучше изучить чувства и содержание проблемы. Подведение итогов можно применять после обсуждения конкретной темы в ходе беседы с пациентом или под ее конец в виде обзора всех главных затронутых вопросов. В любом случае резюмировать нужно коротко, точно и четко. Оно не должно обладать дополнительным смыслом.
Подводить итоги — выбирать из рассказа пациента основные моменты и детали, кратко их структурировать в качестве единого целого. Нужно правильно отразить сущность того, что говорил больной, его чувств. Тут не нужны домыслы психолога. Резюмирование — обзор основных деталей, которые затрагивались в ходе психотерапии для преемственности обслуживания в конкретно заданном направлении.
- Зондирование.
В этом случае социальный работник пользуется вопросом или выражением, чтобы перенаправить фокус пациента внутрь, на более глубокие уровни анализа сложившейся ситуации. Нужно определить вопрос, который станет требованием дальнейшего внимания, а в конце наглядно сформулировать его. При корректном применении зондирование поможет консультанту лучше разобраться в ситуации больного.
- Самораскрытие консультанта.
Социальный работник рассказывает пациенту о своих чувствах и переживаниях, мнении и опыте. Самораскрытие должно нести в себе ценную информацию, которая касается именно текущей ситуации больного, в которой он оказался. Чтобы этот прием сработал нужно корректно выбрать время и его смысл.
- Объяснение.
Метод применяется для демонстрации пациенту альтернативной точки зрения на его положение. Истолкование не схоже с описанием чувств и другими коммуникационными навыками. Оно помимо мыслей больного обычно подразумевает соображения социального работника. Действенное объяснение состоит из определения и новой формулировки главных идей, дополнения мыслями врача для начала новой системы отсчета, а также анализа приемлемости этих высказываний для пациента.
- Конфронтация.
Намеренное применение утверждений или вопросов, чтобы вынудить зависимого столкнуться лицом к лицу с его проблемой, от которой тот пытается всеми силами скрыться. Такое поведение нередко характеризуется в противоречивых высказываниях или действиях больного. Когда этот прием проходит успешно, можно раскрыть зависимого. Он начнет рассказывать свои чувства или действия, которые ранее он отрицал или утаивал. Хорошо проведенная конфронтация нередко выступает толчком к осознанию потребности в изменении себя.
Использование представленных методов работы с алкоголиками и наркоманами в большинстве определяется умениями и опытом социального работника, а также уровнем доверия и созданного взаимопонимания между ним и пациентом. Так, при применении описаний эмоций больной нуждается в их определении в начале общения, а уже потом — их формулировании. При преждевременном использовании конфронтации, когда между социальным работником и зависимым нет прочных доверительных отношений и сочувствия, есть шанс полностью разрушить всю работу.
Выводы
Тема реабилитации наркозависимых и алкозависимых по Миннесотской модели считается относительно новым явлением в российском обществе. Пьяница или наркозависимый приходят за помощью не к врачам-наркологам, а социальным работникам или консультантам, разбирающимся в проблеме химических аддикций.
В социально-психологическом подходе к терапии пристрастия к спиртному или ПАВ нет мелких деталей. Важность оценочного собеседования крайне сложно переоценить, ведь именно благодаря ему обычно определяется судьба пациента. Опыт и знания в сфере психологии индивидов с аддиктивным поведением помогают социальным работникам сделать так, чтобы первая консультация сформировала крепкий фундамент для будущего лечения и мотивацию для прохождения реабилитации.
Помощь в борьбе с отрицанием считается главным аспектом психологической работы с пациентам, страдающими от алкоголизма и наркомании. Именно отрицание проблем считается основным препятствием к полному исцелению. Коммуникационные навыки — особые приемы работы социального работника, которые нужны ему для оказании психологической поддержки каждому больному персонально.
Используемая литература:
- Валентик Ю. В. Континуальный подход к психотерапии больных алкоголизмом / Ю. В. Валентик, А. Н. Булатников // Вопросы наркологии. – 1994. – No 3. – С. 15–17.
- 2. Воронович. Алкоголизм природа, лечение, выздоровление / Воронович. – M., 1999. – С. 38.