Немедикаментозная реабилитация наркозависимых: особенности психологического сопровождения
Вопрос об улучшении качества реабилитационных программ для пациентов, страдающих от наркомании, все еще остается актуальной для России. Однако проблема немедикаментозного восстановления таких больных изучается крайне мало. С помощью такого приема и комбинации его с фармакологическим лечением можно добиться более положительной динамики выздоровления. В статье разберемся в особенностях психологического сопровождения наркоманов во время немедикаментозной реабилитации на базе социально-реабилитационных учреждений.
Краткая информация
В большинстве реабилитационных центров работа строится по принципу «терапевтического сообщества», где применяется программа «12 шагов». Основой такого метода называют достижение изменений пациента с помощью взаимопомощи и самопомощи в ходе совместного проживания пациентов.
Главная цель терапевтических сообществ заключается в кардинальном изменении взглядов на жизнь, способов и стиля жизни, куда входит не только отказ от приема запрещенных веществ, но и смена направленности и модели поведения, составление новых ценностей, освоение новых навыков.
Вместе с этим психологическое влияние фокусируется на поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сферах пациентов, а также ориентировано на работу как с наркозависимыми, так и с их членами семьи. Такой подход позволяет:
- преодолеть проблемы отрицания наркомании (анозогнозии);
- понять и принять факт присутствия отклонения;
- развить личностные установки на отказ от психоактивных веществ (ПАВ);
- сформировать способности для борьбы с аномальной тягой к наркотикам и осознать особенности психологической защиты, научиться распознавать предвестников обострения аддиктивного поведения;
- проработать иррациональные установки, дезадаптивные паттерны личности, автоматические мысли, что поддерживают желание принимать запрещенные вещества;
- осознать самые характерные когнитивные триггеры обострения зависимости.
Для полноценной реабилитации важно посещение консультаций психотерапевта членами семьи больного. Это требуется качестве диагностики и коррекции семейных конфликтов, а также для формирования адекватной внутрисемейной реабилитационной обстановки.
Особенности наркозависимых
Программы реабилитационных центров базируются на особенностях пациентов, для которых характерно:
- снижение способности к рефлексии;
- недостаток целеполагания;
- отрешенность от своей социальной роли и качеств «Я»;
- нарушение персональных ценностей от социальных норм и правил;
- низкий уровень самооценки, ложная самоидентичность;
- некорректное восприятие внутренней картины заболевания;
- устойчивая мотивация к приема ПАВ;
- снижение уровня эмоционального интеллекта;
- отсутствие уверенности в себе;
- проблемы в определении и словесном описании собственный чувств и эмоций, а также чувств окружающих;
- отсутствие реакции на мотивационные стимулы, сопротивляемость им;
- сбой волевого самоконтроля;
- дезадаптация на психологическом и социальном уровне;
- изменение смысложизненных ценностей;
- развитое умение манипулировать людьми;
- сформированность причин принимать ПАВ, видимые отклонения из-за искажения восприятия психологического времени и другое.
Скотт Даулинг, автор книги «Психология и лечение зависимого поведения», выделил ряд основных проблем лиц с аддикцией. В эту категорию вошли ключевые трудности саморегуляции в четырех главных аспектах: чувства, самооценка, взаимоотношения, забота о себе.
Цели реабилитационной программы
Исходя из обнаруженной проблематики, была создана программа тренинговой и персональной психокоррекционной работы с пациентом на всех стадиях реабилитационного восстановления. Ее цели:
- решение личностных и поведенческих расстройств;
- развитие новых личностных качеств, а также закрепление достигнутого эффекта;
- мотивация на участие в реабилитационных курсах и выработку устойчивого желания отказаться от приема наркотиков.
Особое внимание отдается обнаружению личностных ресурсов, которые определяют способность зависимого бороться с аддиктивным поведением и помогают в ходе реабилитации компенсировать жизненные / личностные проблемы. Благодаря психодиагностическому тестированию и осмыслению опыта можно сказать, что к ним относят:
- интеллект, включая эмоциональный;
- общительность;
- ценность здорового образа жизни;
- способность работать в команде;
- особые навыки;
- восприимчивость к положительному опыту окружающих;
- наличие хобби;
- вовлеченность в работу / учебу;
- честолюбие;
- весомые личные отношения;
- жизненный опыт;
- способность получать удовольствие от различных вещей;
- активность;
- открытость;
- желание побороть зависимость.
Проведя анализ научных исследований по поводу проблемы реабилитации наркозависимых, были найдены направления восстановительных работ, которые стали внедрять в деятельность центров:
- лечение реабилитационной средой и занятостью;
- психотерапия группового и семейного формата;
- тренинги;
- трудовая социализация, профориентация.
Про этапы реабилитации
Исходя из этапа реабилитации, которых всего четыре, определяется текущая проблема и задачи, а также подбор подходящих форм и приемов психологической и психотерапевтической поддержки для успешного влияния на важные психопатологические триггеры по типу:
- отсутствия критического мышления пациента своего заболевания;
- разных форм аномальных проявлений психозащиты;
- неспособности поменять стереотипное поведение;
- выработки нормального отношения к аддикции;
- определения своей роли в исцелении и так далее.
Предреабилитационный этап
На предреабилитационной стадии врачи проводят мотивационное интервью, психологические тестирования, индивидуальные и групповые сеансы психотерапии, групповые тренинги, семейные консультации, а также теоретическое обучение пациента с помощью лекций.
Реабилитационная стадия
На реабилитационном этапе в ход идут другие методики:
- психологическое тестирование;
- персональная и групповая психотерапия;
- тренинги;
- когнитивно-поведенческая терапия (КПТ);
- рационально-эмотивная психотерапия;
- приемы гештальт-терапии;
- арт-терапия;
- клиент-центрированная психотерапия по методу К. Роджерса;
- психодрама.
Ресоциализация и постреабилитация
На этапе ресоциализации пациенты проходят психотестирование, индивидуальные и групповые занятия с психотерапевтом, тренинги, КПТ, арт-терапию, методики гештальт-терапии. Программа постреабилитационной фазы определяется персонально и зависит от личностных ресурсов зависимого, а также его уровня мотивации и возможностей. В нее входит закрепление приобретенных навыков, поведенческих реакций и моделей, а также профилактика рецидивов.
На каждом этапе психологической реабилитации проводится психодиагностическая проверка присутствия / отсутствия изменений психопоказателей. Отказ от употребления ПАВ важная составляющая выздоровления, но это не единственный критерий успешно пройденной программы восстановления.
О чем говорят с зависимыми?
Обучение зависимых в теории дает им знания о происхождении, специфики, развитии и последствия аддиктивного поведения, психологических и личностных особенностях зависимого и его близких, всемирном движении «Анонимные Наркоманы» (АН). Как правило, на информационных занятиях затрагиваются такие темы:
- Наркомания и алкоголизм как болезнь.
- Происхождение аддиктивного поведения.
- Поведенческие признаки зависимости.
- Клинические симптомы аддикции.
- Формы психологической защиты среди наркозависимых.
- Особенности психологии поведения зависимых.
- Нейробиологическая теория аддикции.
- Программы выздоровления АН.
- Отрицательные личностные характеристики и их признаки при наркомании. Рецидивы и схемы их профилактики.
- Психологические триггеры развития аддикции.
- Стыд и вина.
Обычно во время консультации с больными (на групповых или индивидуальных занятиях) врач предлагает им такие темы для обсуждения:
- Принципы лечения и характерные симптомы зависимости.
- Что вызывает у зависимого желание принимать наркотики?
- Распределение личного времени.
- Тяга к употреблением ПАВ.
- Триггерные ситуации.
- Социальное давление, толкающее к приему запрещенных веществ.
- Острые проявления, появляющиеся после отказа от ПАВ. Способы борьбы с ними.
- Прием иных психоактивных компонентов (спиртного, фармакологических препаратов и другого).
- Участие в собраниях групп АН, других мероприятиях само- и взаимопомощи.
Также групповое консультирование подразумевает работы по программе «12 шагов».
Семейная психотерапия сфокусирована на восстановлении отношений и формировании гармонии между близкими, борьбу с дисфункциональными моделями семейных отношений. Реабилитационный комплекс подразумевает проведение тренингов, в ходе которых выполняется работа:
- с целеполаганием;
- с сопротивлением;
- над развитием положительного взгляда на мир, опыт и мышление;
- над освоением коммуникативных способностей;
- с собственными чувствами;
- с телесным осознанием;
- с образом своего «Я», самооценкой;
- над восстановлением целостности;
- с гранями;
- над пересмотром личных ресурсов и использованием их в микросоциуме;
- с моделированием главных типов конфликтов;
- над вооружением приемами разрешения интраперсональных и интерперсональных конфликтов.
О важности soft skills для реабилитанта
Отдельное место во время психологического сопровождения при реабилитации занимает профориентация пациента. При ее организации берутся во внимание сведения, что примерно пять миллионов рабочих мест может быть утеряно в результате развития искусственного интеллекта, нанотехнологий, робототехники и прочих социо-экономических триггеров. Да, будут появляться новые рабочие места, но они потребует особых навыков и способностей, в частности, речь идет о soft skills. Именно «мягкие скилы» сегодня считаются самыми востребованными при выборе нового сотрудника.
Под термином Soft skills подразумеваются социально-психологические навыки: лидерские коммуникативные, публичные, командные и другие качества, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций. Их люди часто используют для своего развития в профессиональной среде. В одном из Тюменских реабилитационных центров уже семь лет реабилитация проводится с внедрением тренингов по развитию «мягких скиллов».
К soft skills относят четыре категории универсальных умений:
- Социальные навыки, отвечающие за успешное взаимодействие с окружающими. В эту группу относят коммуникабельность, умение выступать перед публикой, грамотную письменную и устную речь, развитый эмоциональный интеллект (способность распознавать мотивы и эмоции других), гибкость и адекватное воспринимание критики.
- Интеллектуальные компетенции, отвечающие за систематическое карьерное развитие в пределах своей сферы. Сюда относят аналитический склад ума, хорошую память, креативное мышление, быструю обучаемость, умение видеть и решать проблему.
- Волевые способности, помогают добиваться достижения поставленных целей. В эту категорию причислили ориентированность на результат, навык управления временем, стрессоустойчивость, готовность постоянно выполнять рутинную работу, упорство.
- Лидерские качества, позволяют успешно применять ресурсы для достижениях общих целей. В этом случае речь идет об умении принимать решения, брать на себя ответственность, способностм сформировать команду, быть наставником, уметь решать конфликтные ситуации.
Психологи создали ряд тренингов, которые определяют проблемы в развитии у пациентов soft skills. Они превращают их в сильные стороны благодаря активирующим методикам:
- самоорганизации;
- управлению своим развитием;
- управлению отношениями и конфликтами;
- лидерству;
- способности сохранения ресурсного состояния;
- работе в команде;
- полезной самопрезентации.
Положительная динамика после прохождения тренингов возможна благодаря совмещению разных средств и приемов:
- теоретического материала в виде интерактивных лекций;
- ролевых игр;
- упражнений на камеру и дальнейшим подробным анализом;
- групповых дискуссий;
- работе в небольших группах;
- упражнений в парах;
- персональных тренировок;
- творческих задач;
- проверки определенных ситуаций;
- работе с раздаточными данными;
- обучению действием и так далее.
Пациенты реабилитационных центров могут выбирать тренинги, опираясь на свои персональные особенности. Программа психологическое сопровождения базируется на той же логике, что и весь курс реабилитации. Такой метод, судя по многолетнему опыту, помогает оптимизировать вхождение бывших наркозависимых в здоровый социум.
Используемая литература:
- Попова Е.И. К вопросу о реабилитации наркозависимой молодежи // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: материалы Международной научно-практической конференция (15-17 мая 2017 г. Уфа). Том 2. Уфа : РИО ИЦИПТ, 2017. С. 53–55.
- Кочуровска И. Заслуживающий внимания опыт лечения наркомании: наблюдения из Европы // Наркология. 2009. No 6. С. 78–82.
- Валентик Ю.В. Терапевтические сообщества – основа наиболее успешных программ реабилитации больных наркоманиями // Лучшие практики диагностики, лечения и реабилитации зависимости от психоактивных веществ: Психотерапия и реабилитация зависимых. Том 2. Павлодар: РГКП. 2003. С. 173–183.
- Клинические рекомендации по медицинской реабилитации больных наркологического профиля / Научно-исследовательский институт наркологии – филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России ГБУ города Москвы, «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы». М., 2015. 123 с.
- Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С Даулинга / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина / М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 240 с.